Отзыв на дораму Счастье

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

«Пока ты чувствуешь боль – ты жив. Пока ты чувствуешь чужую боль – ты человек»

Деми Ловато

Это только корейцы под уютным и милым названием «Счастье» могли пустить лютую дичь, кровавые побоища и фестиваль человеческой тупости в одном флаконе. Сериал, который смотришь в колебаниях от мрачного осознания реалий жизни до желания хохотать в голос. Ибо юмор здесь действительно чёрный.

Что будет, если людей – самых обычных людей – запереть в одном месте, не дав чёткого ответа на вопрос, когда их выпустят? Что они станут делать, не зная, сколько им ещё сидеть взаперти, как надолго хватит запасов еды и воды, не понимая, что происходит и от кого ждать угрозы? Не понимая даже, что это за странная болезнь стала причиной внезапного карантина и чем грозит заражение?

В британском кинематографе, в одной из серий популярного «Доктора Кто», есть эпизод «Midnight», замечательно показавший психологию поступков обычных пассажиров, внезапно столкнувшихся - в замкнутом пространстве, без возможности убежать - со смертельной угрозой. Проще говоря, с ситуацией «Или ты, или тебя». И то, что при просмотре «Счастья» я вспомнила этот шедевр психоанализа, о многом говорит. Сценаристы потрясающе, именно потрясающе раскрыли тему человеческих мотивов и поступков. Настолько, что триллер, детектив и зачатки романтики нагло ушли на второй план.

При этом характерной чертой того, что продукт – именно корейского производства, осталась оригинальная подача банальной, избитой, навевающей скуку одним своим названием темы, за что я так и люблю этот кинематограф. Зомби, зомби… Больше, наверное, только про вампиров писали-снимали-пели («Поезд в Пусан»? Смотрели, рыдали. «Ходячие мертвецы»? Болели все вокруг, но, к счастью, не болела я). Побудили меня к просмотру, конечно, тандем Хан Хё Джу и Пак Хён Сика и пара роликов из Интернета с коронной фразой главного героя: «Если ты только тронешь Сэ Бом, я тебя прикончу». Просто я не знала о том, что поднятые здесь вопросы окажутся так мне близки.

Во-первых, сама болезнь. Полагаю, постановщики назвали этот кошмар эпидемиолога «зомби-заразой» единственно за неимением других эпитетов. Ибо это скорее бешенство вкупе с порфирией и эпилепсией, никакого сходства (за исключением брутального грима) с зомби не имеющий. Ни самопередвигающихся покойников на туберкулёзном движке и буксующем сцепления, ни заляпанных струпьями двойников Почти Безголового Ника здесь нет, и слава Богу. Намного интереснее представление заразы в виде инфекции, передающейся точно так же, как передаётся вирус бешенства (через слюну при укусе, чаще всего в шею), и обладающей рядом схожих с этим заболеванием мозга признаков. Инфицированные в сериале страдали водо-, свето- и шумобоязнью (и почему-то успокаивались, если их накрыть чем-то сверху. Что из области фантастики, ибо попробуй так бешеную собаку накрой... сгрызёт и плед, и его хозяина заодно), мучились приступами жажды, от которых совершенно теряли рассудок (опять же обыгранное в художественном ключе желание кусаться, проявляемое бешеными животными) и постепенно угасали, а затем умирали. Потому что от этой заразы до самого конца сериала так и не нашли панацеи. Обнаружились только антитела, которые вырабатывались в единичных случаях (и снова сходство с бешенством, потому что болезнь не лечится вообще. Её проявление можно только предотвратить на начальном уровне с помощью вакцины – до того, как вирус попадёт в мозг).

Ещё одна примечательная деталь: здешние недозомби жаждали крови, аки вурдалаки, и чужим мозгам выносом и последующим поеданием не угрожали (хотя в противном случае так и остались бы абсолютно голодными, поскольку в подавляющем большинстве мозгов у местных жителей нет и не завозили). Были случаи, когда они могли контролировать жажду, но с каждым последующим приступом они оказывались всё ближе и ближе к гибели. Что мне ещё сильно понравилось в таком представлении, так это то, что их не показывали чудовищами. Сериал поднял тему человечного отношения к тем, кто не виноват в своей болезни, и зомби-апокалипсиса здесь нет. Есть локдаун, есть военное положение, есть вакцина. И есть те, кто до конца остался человеком даже несмотря на то, что болезнь попала в кровь.

О тех, кто оказался хуже зараженных, пожалуй, стоит сказать отдельно. Сюжетным поворотом, показавшим, что причиной смерти некоторых героев стала не болезнь, а алчность их соседей, я, честно, была потрясена до глубины души. За них было до слёз обидно, поскольку они стали препятствием и расходным материалом для тех, кто хотел… набить пустой желудок. Страшный, пугающе страшный мотив – даже не страх, даже не жестокость на грани исступлённой ненависти к тем, кто грозит спокойной жизни. А банальная слабость в борьбе с собственными потребностями, из-за чего такие люди опускаются ниже животных, у которых нет разума и понятия о выборе (животные, чую, нехило так оскорбились из-за сравнения). И этот последний вираж истории, детективная её изюминка, разбавившая повседневные разборки ополоумевших персонажей, совершенно не выглядит украшением, призванным разнообразить и оживить сюжет. Нет, он словно последняя маска, которую авторы повествования сорвали со своих героев, показав их в таком свете, что местные диджеи зомби-вечеринок кажутся милыми зайчиками.

Хотя, каюсь, над дикими выходками жителей комплекса я временами смеялась до слёз. Чего стоит персональная ария идиотизма, исполненная фармацевтом и доктором О Джун Хёном, который первые серии вызывал у меня стойкое отвращение, а после – приступы неконтролируемого смеха (каюсь снова, то, что он творил, несовместимо со всяким кодексом, где упомянуто слово «мораль», но попробуйте сдержать смех при виде этого гиперболизированного чудака, и я выдам вам премию «Чарли Чаплина»). Герой, о котором на просторах сети встретишь нелестное: «Трудно ставить диагноз, когда в доме один врач, и тот – О Джу Хён». И если вначале он убийца, не попавший в тюрьму только из-за объявленного карантина, то впоследствии, мечтая убрать с дороги главную парочку и по совместительству свидетелей своего преступления, он опускается до столь глупых и лишенных тонкости умного подхода проступков, что диву даёшься, как это он самого себя ещё не укокошил. Невозможно не сочувствовать главному герою, которого очередная выходка доктора ввела просто в неконтролируемый приступ ярости, ставший яркой визуализацией ситуации «Моё терпение лопнуло, где этот кретин?». И, нужно заметить, сыгравший доктора Пак Хён Джин в этой сцене посрамил самого Пак Су Бона из «W: Меж двух миров» с его легендарным обмороком, ибо настолько натурально сыгранного ужаса на грани оглушительного визга я не встречала ни в одном репертуаре.

  - Люди, спасите! Они арестовали невинного человека, я доктор!
  - А я полицейский, так что идите своей дорогой!

Удивила своей игрой и Пэ Хэ Сон. Вот уж от кого не ждала столь виртуозно сыгранной стервы. Представительница жильцов (в её мечтах, конечно) то лезла с реформами, когда не просят, то, ожесточаясь под аккомпанемент голодного желудка, в приступе прагматизма предлагала гнать взашей всех, у кого наблюдается избыток еды и питья, то, подбив клоуна и ещё одну стерву на провокацию заражённого, с ехидным смехом наблюдала за зомби-представлением (ей в той сцене натурально не хватало только попкорна). Но до чего же прекрасно костюмеры и гримеры показали её медленное, но верное превращение в голодного, съехавшего на почве собственной алчности зверя, слов нет! В довесок к достоверной игре. И если элегантная леди в начале дорамы дарит чисто женское восхищение вкусом и чувством стиля, то растрепанная лахудра с маниакальным блеском в глазах отталкивает и вызывает… сочувствие. Мысли на уровне: «Докатилась». И ведь почти в каждом человеке живёт такой монстр, обезображивающий всякого, кто даст ему взять верх над собой. Надо только не позволить… но да, чьё истинное лицо не показывается в таких вот переломных ситуациях?

После дорамы я всерьёз задумалась над тем, а только ли власть лучше всего позволяет увидеть самую суть всякого человека. Потому что схвати людей в ловушку подобных обстоятельств, заставь их бороться за каждый (почти не утрированно) кусок хлеба и глоток воды – и наружу вылезет всё их нутро. Сытый голодному не товарищ, или попробуй пофилософствуй и прояви милосердие на пустой желудок. Как в том юморном ролике: «Посмотрите, что творится в дикой природе… Каждый хочет кушать».

Такими же достоверными и до чёртиков пугающими выглядят и образы остальных жильцов: беспринципного адвоката и его подруги, ищущего выгоды видеоблогера, поражающих жадностью уборщиков, ещё одного из тех, с кого не сразу сорвали маску (а этот персонаж мне так нравился в начале). Есть и те, кто остался человеком: писательница и её брат, ворчливые, но безобидные старички, робкая уборщица и господин Ким с пятнадцатого этажа, девочка Се Юн и полицейский Ким Чон Гук. И эта игра на контрастах, ярко показанная разница между характерами и психологическое напряжение, в котором держит буквально каждый эпизод «Счастья», - те самые факторы, из-за которых я занесла дораму в список отлично снятых киноисторий. А вовсе не из-за главной пары и Пак Хён Сика, который в последнем эпизоде меня наизнанку вывернул своей игрой.

На фоне мародерства и убийств на пищевой почве, в условиях тотального упразднения понятия «стыд» и морально разложения особо голодных мне было невероятно жаль главных героев, поневоле взявших под свой контроль один из жилых комплексов. Оба полицейские, оба ответственные, адекватные люди, вынужденные мириться с людской непроходимостью в вопросах выживания. Хотя…

Ох, и зажигала эта парочка, ох, и зажигала! Положила на лопатки и приложила о любую доступную поверхность почти всех героев. Отправляла в полёт до нокаута всех недовольных режимом и смело стояла на страже правопорядка. Трепещите, все зомби мира, на вас надвигается атака бешеных СэХёнов! Деловито размахивая бейсбольной битой и оттачивая кунг-фу приёмы на всех желающих, эти двое уверенно и безупречно следили за порядком почти всё экранное время, порой на пару ликвидируя местных зубоскалов, порой теряя дар речи от пушечных залпов кретинизма, коих здесь в избытке. Особенно забавляла героиня Хан Хё Джу, которая оказалась совершенно бескомпромиссным человеком в том, что касается разделения на чёрное и белое.

Правдорубка, боевая подруга и оптимистка, Юн Сэ Бом с самого начала подкупила меня позитивным взглядом на вещи. Скоро эпидемия и локдаун? Мир не может сойти с ума, я только приблизилась к цели. Хотите взять на анализ кровь и узнать, не заражена ли я? Да пожалуйста, я вам только помогу, только не грубите. Не хватает мужа, чтобы приобрести квартиру? А вон красавчик идёт, предложу-ка я ему жилплощадь и подругу детства в качестве бонуса. И её выходки а-ля «Достало всё, вы-мине-не-тут!» тоже заставляли смеяться до слёз. Было что-то забавное и невероятно трогательное в том, как муж «тушил» её в такие моменты, при этом наблюдая за происходящим с иронией хорошо знающего характер жены человека, поддерживающего её несмотря ни на что. И, надо заметить, не только он готов был положить в радиусе километра каждого, кто, не дай Бог, «тронет Сэ Бом». Досталось и от героини всякому, кто просто косо посмотрел в сторону её мужа.

  - Спасите меня, ваш муж сошёл с ума!

(Удар ногой, Джу Хён падает на пол).

  - Ты что, навредил ему?

И именно слова Сэ Бом «Я приму тебя любого» стали для меня какой-то квинтэссенцией отношений двух людей в браке. Когда в этом действительно залог крепкой дружбы и взаимоуважения: в терпеливом принятии любых недостатков своей половинки.

Пак Хён Сика до этого сериала я видела только в паре эпизодов знаменитой «Силачки» и ещё нескольких сценах сказочных «Хваранов», но здесь, признаться, он меня удивил. И пусть каждое его появление на экране вызывало умиление на уровне «Ути сладкий пирожочек!», героя своего он сыграл на ура. Мужественный, верный, отчаянно смелый, добрый и спокойный, Чон И Хён гарантированно влетел бы в топ моих самых любимых героев, если бы все места на пьедестале не занял горячо любимый Кан Чоль из «W: Меж двух миров» (ситуация «Извини-подвинься» со мной не действует). Настоящей изюминкой его портрета для меня стала… человечность. Несмотря ни на что, И Хён с самого начала был и до самого конца остался простым, даже обычным человеком: такого с лёгкостью можно представить в реальной жизни, в нём нет ничего сверхчеловеческого и невероятного, при этом он – один из тех редких мужчин, встретить которых для женщины – настоящее счастье (не это ли счастье восходит к названию дорамы?). Преданный, любящий, сильный духом, имеющий храбрость принять нелёгкое решение и сражаться за правду даже с самим собой. К слову, постановщики на его примере отлично показали разницу между человеком слабым, идущим на поводу у своих страстей, и человеком сильным, у которого достаёт мужества свою сущность сдержать. И хочется отметить прекрасную игру Хён Сика: на протяжении всего сериала по одним только его робким взглядам было ясно, насколько его герой влюблён в жену. А уж о том, как он показал внутреннюю борьбу в последних сериях, я и вовсе молчу. Сцена в последнем эпизоде, виртуозно сыгранные страх потерять контроль и отчаянное желание не стать монстром – он мастерски ввёл меня в состояние полнейшего ступора и размазанного по всем стенам комнаты желе. Так что закончилась история неожиданной для дуэта триллера и боевика любовной романтикой. Против чего я совершенно не возражаю.

Не могу не упомянуть подполковника Хан Тэ Сока, который вызвал симпатию в первое же появление. Люблю такие портреты оступившихся людей, которые признали свою неправоту и извлекли из ошибок хорошие уроки. К тому же, есть в истории военного какая-то фатальность: возмездие за беспечность его настигло сразу. И именно личная заинтересованность в положительных результатах исследований была для него тем катализатором, который объяснял его непреклонность и фанатичное стремление к результату. Ну, и должна заметить, его образ верного и любящего мужа ничуть не уступал Чон И Хёну, едва не терявшему рассудок, если жена была в возможной опасности.

Что в итоге? Дорама мне запала в душу совершенно неожиданно. Лаконичная, чёткая история, характерный для корейцев микс жанров и непредсказуемые сюжетные повороты. Прекрасная игра актёров и роскошные (лучше не скажешь) саундтреки (из которых одна только эпичная «Pain» Хан Исаака уже заслушана до дыр). И замечательный, пусть временами и чёрный, юмор. Но, как говорила Лорел Гамильтон, в таких ситуациях можно или смеяться или плакать. Уж лучше смеяться. И наслаждаться ещё одной восхитительной историей корейского кинопроизводства.

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Лили Харрис
Аватар Лили Харрис
Все отзывы Лили Харрис 17
Все отзывы на Счастье
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 07.03.22

Меню